ПОИСК
Спорт

Сборная ссср по футболу, выигравшая олимпиаду-88 в сеуле, перестала существовать сразу после финального свистка

0:00 5 січня 2000
Інф. «ФАКТІВ»

Это был 1988 год. Год, когда олимпийская сборная СССР по футболу стала последней в истории советского спорта командой-победительницей, принесшей славу в Сеуле некогда великой супердержаве — Советскому Союзу. Эта победа стала второй на счету у советских футболистов — первая была завоевана в 1956 году. Так получилось, что судьбы четырех олимпийских чемпионов: Алексея Чередника, Вадима Тищенко, Владимира Лютого и Евгения Яровенко — неразрывно связаны с днепропетровским «Днепром». Алексей Чередник и Евгений Яровенко, которые сейчас тренируют команду, поделились с читателями «ФАКТОВ» своими воспоминаниями о той исторической победе. Еще два футболиста — Владимир Лютый и Вадим Тищенко по сложившимся обстоятельствам не смогли принять участия в нашем разговоре. Владимир живет и работает в Германии, а Вадим, — хоть и на родине, но занят неотложными делами

В сборную СССР по футболу, которую тренировал Анатолий Бышовец, 27-летний Алексей Чередник попал уже сформировавшимся спортсменом.

- Все тренируются, чтобы расти, но для меня это, скажу честно, стало приятной неожиданностью, — улыбается Чередник.  — Тищенко и Лютый уже играли в олимпийской сборной, а нас с Женей Шаховым пригласили для отбора. Меня утвердили, а Женину кандидатуру отклонили. С нами выступал и Женя Яровенко из алмаатинского «Кайрата», которого после победы на Олимпиаде пригласили играть за «Днепр».

Всего в сборной, представлявшей пятнадцать республик, было четыре украинских игрока (кроме трех футболистов «Днепра» честь СССР защищал еще динамовец Алексей Михайличенко). Украинский игрок Чередник своей родиной все же считает Таджикистан, где он родился и вырос. В «Днепр» Владимир Емец пригласил защитника Чередника только в 1982 году: «Я мог играть и за полузащитника, а вот за нападающего — нет».

РЕКЛАМА

В олимпийской команде все друг друга знали — футболисты неоднократно встречались на чемпионате — так что особого чувства землячества игроки «Днепра» не испытывали. То самое «чувство локтя» было общим для всей команды — так ребят настроил Бышовец. И как бы сейчас не клеймили те времена, ребята, узнав о победе, патриотизм за одну шестую часть суши испытывали неподдельный. И слезы на глазах выступили настоящие, когда их объявили чемпионами. «У меня дома до сих пор с Олимпиады лежит красный флаг с гербом Советского Союза. И я до сих пор считаю себя гражданином той страны, — признается Алексей.  — Потом, еще из СССР, я уезжал работать в Англию. По возвращении выяснилось, что родители живут в Таджикистане, брат — в России, а моя семья — в Украине. Так где же моя родина?»

После жеребьевки в Сеуле советской сборной достались соперники в лице Южной Кореи, Соединенных Штатов и Аргентины. Начали ребята с ничьей, сыграв с южно-корейской командой. Потом были победы над американцами со счетом 5:2 и аргентинцами — 2:1. В 1/8 финала советские спортсмены окончательно поймали удачу за хвост: сборная Австралии проиграла нашей команде «всухую» — 3:0. Итальянцы сдались со счетом 3:2. И, наконец, финал, в который, кроме сборной СССР, вышли прославленные бразильские футболисты.

РЕКЛАМА

- Алексей, какие слагающие успеха помогли вам тогда стать олимпийскими чемпионами?

- Во-первых, команда подобралась дружная. Во-вторых, это были первые олимпийские игры, где разрешили играть профессионалам! До этого в олимпийских играх принимали участие спортсмены, никогда до этого не выступавшие на чемпионатах мира. За сборную ФРГ играл Клинсманн, за Бразилию  — Ромарио, Бебето. Помню, нас это тогда поразило.

РЕКЛАМА

- Что чувствовали футболисты накануне финала?

- Бышовец нас расслабил перед финальной игрой. Все было просто. Когда мы вышли в финал, нам сказали, что «серебро» у нас уже есть — — значит, нам, кроме своих «оков», терять было нечего. Конечно, хотели выиграть «золото» — и нам это удалось!

- А что ощущали лично вы?

- Я в финале не играл — вот что самое обидное! Из-за двух желтых карточек. Дойти до финала и пропустить игру из-за двух желтых карточек! Со скамейки тяжело, конечно, было смотреть.

И вот еще что. Все команды закрыто жили в олимпийской деревне. Чтобы туда попасть, необходимо было пройти паспортный контроль. И вообще там стоял вечный шум. Бышовец нас от этого оградил. Это важно, что мы не жили по 5-6 человек в комнате, психологически друг под друга не подстраивались. Когда же играли в подгруппе, нас поселили в гостинице со сборными Швеции и Америки, а после выхода в четвертьфинал — на побережье, а накануне финала тренер отвез нас на наш же корабль «Шолохов», где жили только артисты: Владимир Винокур, Лев Лещенко, Валерий Сюткин.

- Артисты специально приехали поддержать вас в Сеуле?

- Конечно! Сюткин так орал, что голос сорвал. Нас вообще принимали очень тепло — и стюарды, и капитан. Кстати, компания на корабле подобралась очень дружная и поддержала нас в финале замечательно. В деревню мы попали один единственный раз — вернулись на следующий день после финала, когда уже проходило награждение или «линейка», как это тогда называлось. Там нам и вручили удостоверения заслуженных мастеров спорта.

- Что вы испытали, услышав финальный свисток?

- Мы не осознавали свалившегося на нас счастья еще двое-трое суток.

В финале был еще такой курьезный момент. Мы выиграли игру в дополнительное время. И когда закончился первый тайм дополнительного времени, Гела Киташвили неожиданно побежал через все поле! Орет: «Ур-р-ра!!» Никто ничего не может понять — еще ведь второй тайм впереди! «Гела, ты что?! Остановись!» А он: «Мы выиграли!!!» Из-за жажды выигрыша он потерял счет времени. Нам предстояло сражаться еще целых 15 минут.

- Алексей, у вас есть личные приметы перед игрой?

- Ну, сейчас я уже могу вам сказать. Бреюсь я только с усов, потом — с левой щеки и дальше. В определенное время — чашечка кофе или еще что-нибудь.

Вскоре после той эпохальной победы Алексей Чередник закончил выступать за сборную СССР. В 1990-м году футболист уехал в Англию играть за команду премьер-лиги — «Саутгемптон». Когда, спустя три с половиной года, вернулся, начал выступать за «Черноморец». Но, как говорит сам Чередник, возраст дал о себе знать: травмы посыпались одна за другой. После трех операций на колене он закончил карьеру игрока.

Чередник нелегко воспринял развал Союза — большинство друзей в одночасье оказались за границей. Впрочем, та победная сборная уже ни при каких обстоятельствах не вышла бы на поле в прежнем составе. Многие футболисты не проходили на следующую Олимпиаду по возрасту: «Мы переставали существовать как команда сразу после финального свистка».

Кстати, «амплуа» и у Чередника, и у Яровенко одно — левый защитник. Именно «кайратовец» Евгений Яровенко и подменил Чередника в финале. И на Олимпийских играх они менялись через игру. У них вообще много сходного — у обоих сын и дочь. 12-летний Яровенко-младший уже серьезно увлекается футболом, а маленький Чередник только со следующего года начнет привыкать к мячу — мальчику всего пять с половиной лет. Пока же папа хочет отдать его на каратэ, чтоб развить ловкость и координацию.

Дети, как ни странно, своими знаменитыми отцами не хвастаются. Знают, что папы — олимпийские чемпионы, и — все. В семье Яровенко все спортсмены: Евгений с сыном Сашей, как уже было сказано, — футболисты, а жена Светлана и дочь Катя — гимнастки, только мама — спортивная, а дочка — художественная.

- Недавно мне в руки попал старый номер газеты «Футбол — Хоккей». И там на первой странице красными буквами — материал о той нашей победе! И мы — с цветами на фотографии. У меня даже кольнуло в сердце, — поделился Яровенко.

Возвращаясь к титулованной футбольной сборной, стоит сказать, что только Сергей Горлукович до сих пор играет в действующей команде «Торпедо — ЗИЛ». А тогда, при взгляде на чемпионскую фотографию в газете, у Яровенко недаром кольнуло сердце. Футболисты не скрывают, что им обидно — ведь вспоминают о них как-то мимоходом. В памяти у большинства болельщиков почему-то осталась победа советской сборной, одержанная в 1956 году: «О нас как будто все забыли. Было десятилетие победы и никто даже не вспомнил. Мы словно отошли на второй план, после развала Союза связь с ребятами потеряли, — говорит Евгений Яровенко.  — А так сыграли бы какой-нибудь матч ветеранов. Неужели болельщики не пришли бы?»

P. S. Автор благодарит за помощь в подготовке материала руководство ФК «Днепр».


«Facty i kommentarii «. 5 января 2000. Спорт

4955

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів